ИСТОРИЯ ОДНОГО РОЯЛЯ
Часть 1. Дружба
Глава вторая. Фасолька
Леночка-Фасолька росла очень любознательной и, когда дедушка приходил в гости, забрасывала его вопросами:
– А чем рояль отличается от пианино? Только формой?
– В их форме заключено главное отличие: у пианино струны располагаются вертикально, а у рояля – горизонтально, поэтому его звучание намного богаче, – с удовольствием отвечал дедушка.
– А фортепиано – это рояль или пианино?
– Фортепиано – струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент, то есть это и пианино, и рояль.
– Почему струнные – понятно. Почему клавишные – понятно. А почему они ударные? – удивлялась Фасолька.
– Потому что клавиши соединены с войлочными молоточками, которые ударяют по струнам, когда на клавишу нажимают.
– Что значит «войлочные»?
– Они сделаны из войлока – плотного материала, который получается из валеной шерсти.
– А зачем делать молоточки из войлока?
– Чтобы звук при ударе молоточка о струны получался мягким, а не резким.
– А у кого больше клавиш – у пианино или у рояля?
– Обычно поровну, – улыбался настройщик и гладил внучку по кудрявой головке. – И у пианино, и у рояля их восемьдесят восемь: пятьдесят две белых и тридцать шесть чёрных. Хотя в очень больших концертных роялях клавиш бывает и больше ста, зависит от размера инструмента.
– А почему струн намного больше, чем клавиш? – не унималась Фасолька.
– Тоже ради красивого и сильного звучания: более тонкие и короткие струны соединены в группы по три, настроенные в унисон, то есть одинаково. И молоточек бьёт не по одной струне, а сразу по трём. Более толстые и длинные и так звучат достаточно сильно, а потому их соединяют в группы по две, а самые толстые, с очень низким голосом, оставляют по одной, – терпеливо объяснял дедушка.
– А зачем роялю поднимают крышку? Чтобы струны могли подышать свежим воздухом?
– И для этого, конечно, тоже, – смеялся настройщик. – Всем полезно дышать свежим воздухом. Но в первую очередь для того, чтобы струны звучали громче, мощнее, чтобы в большом зале их могли слышать даже те, кто сидит далеко-далеко. А вот если помещение маленькое, то и крышку роялю поднимать совсем необязательно.
– Мне нравится, когда крышка поднята. Тогда рояль словно бы говорит: смотрите, у меня нет от вас секретов.
На самом деле – даже с поднятой крышкой – рояль казался Фасольке самым таинственным музыкальным инструментом на свете. И в тот день, когда наш главный герой снова расстроился и струны его зазвучали жалобно-жалобно, она упросила дедушку взять её с собой на работу. Леночка пообещала, что будет тихо – как мышка! – сидеть в уголочке и наблюдать, как он лечит своего удивительного пациента.
Рояль обрадовался встрече со старым другом, хотя и по такому неприятному поводу. Однако, что поделать, других поводов для встреч у них не возникало. Вместе с настройщиком в кабинет вошла маленькая девочка. Светлые кудряшки делали её головку похожей на пушистый одуванчик, эти цветочки роялю доводилось видеть из окна кабинета – они росли на газоне, радуя сначала своим весёлым жёлтым цветом, а затем волшебным превращением в лёгкое облачко, разлетавшееся от малейшего ветерка.
Рояль догадался, что перед ним та самая Фасолька, о которой ему не раз приходилось слышать от своего друга.
Поначалу он застеснялся, не привык, чтобы дети разглядывали его «без одежды» и слышали в таком плачевном звучании. К тому же Фасолька, до этого момента не видевшая роялей так близко, не сдержала данное дедушке обещание сидеть «тихо как мышка», а подбежала к инструменту и принялась нажимать на клавиши своими маленькими пальчиками. Ей исполнилось всего пять лет, но она уже умела немножко играть, так как в семье настройщика, конечно, не могло не быть хотя бы пианино, а его дочка – мама Леночки, конечно, не могла не закончить хотя бы музыкальную школу. Дальше школы её музыкальное образование не пошло, к огорчению настройщика, но он понимал, что нельзя требовать от детей исполнения мечты родителей, в данном случае – его мечты стать великим пианистом. Главное – в семье любили хорошую музыку.
Фасолька сыграла незамысловатую мелодию «В траве сидел кузнечик», но зато двумя руками. Рояль поморщился (мысленно, конечно, и не из-за игры девочки, а из-за того, что одна из нужных для исполнения мелодии клавиш слегка западала, а струны слегка дребезжали). Он вздохнул. Уж скорее бы настройщик привёл его в порядок! Так хотелось звучать в полную силу! К тому же по окончании работы его друг всегда играл на нём что-нибудь невероятно красивое. Такое, что потом долго отзывалось в сердце.
– Ты обещала только наблюдать, – напомнил внучке дедушка. – Рояль расстроен и переживает, что звучит недостаточно хорошо.
– Как он переживает? – заинтересовалась Фасолька. – Разве он умеет?
– А вот послушай… – настройщик сел за рояль и бережно коснулся клавиш...
– Ну всё. Теперь ты превращаешься только в зрителя, – сказал он, закончив играть, и поставил Фасольку на стульчик рядом с роялем, чтобы она могла видеть его сложное устройство.
– А чтобы ты не скучала, мой друг расскажет тебе какую-нибудь историю. Он знает их очень много. А я буду переводить. – И он обратился к роялю: – Потерпи, дружок, скоро к тебе вернётся голос во всей красе.
Настройщик занялся своим делом, а наш герой задумался, о чём бы или о ком рассказать его маленькой внучке… Время от времени он ойкал и заливался смехом – это ему становилось щекотно, когда друг специальным инструментом подкручивал колкИ, чтобы подтянуть струны до нужной высоты звучания.
– Дедушка, перестань его щекотать, он же не сможет так рассказывать! – воскликнула Фасолька.
Настройщик с удивлением посмотрел на внучку:
– Ты слышишь, как он смеётся?
– Конечно! А ты разве нет? – в свою очередь удивилась Фасолька.
– Ну… мы-то с ним давние друзья и отлично понимаем друг друга, а вот ты… – дедушка замолчал в раздумьях, а рояль, наоборот, наконец-то вспомнил подходящую историю для маленькой девочки и принялся рассказывать. Как? Разумеется, так, как только и умеют разговаривать рояли – особым колебанием своих струн. Несведущему человеку показалось бы, что инструмент просто отзывается на действия настройщика, но только не нашему доктору роялей. Он тут же принялся «переводить»:
– Он хочет рассказать тебе о композиторе, который стал сочинять музыку… – дедушка не успел договорить, как Фасолька его перебила:
– В пять лет!
– Да, в твоём возрасте, в пять лет, – растерялся настройщик. – Откуда ты знаешь?
Девочка пожала плечами:
– От него, не ты ведь рассказываешь мне историю, а он, – она погладила рояль по чёрным лакированным бокам. – Продолжай, пожалуйста!
Струны рояля снова завибрировали, наполняя кабинет тихими звуками. Настройщик сделал вид, что поглощён работой, а сам исподтишка бросал взгляды на внучку. Её личико выражало такое внимание, что не оставалось сомнений – она действительно слушает, что рассказывает рояль.
«Невероятно, – с волнением подумал настройщик, – неужели внучке от природы дано то, на что мне потребовались годы?! У нашей Фасольки не только абсолютный слух, но и дар – понимать язык роялей!»
– Тогда, чтобы я не отвлекался от работы и не вслушивался в то, что он говорит, расскажешь мне потом его историю? – схитрил дедушка, чтобы убрать последние сомнения. – Мне тоже очень интересно!
– Хорошо, – внучка с важностью кивнула кудрявой головкой.
Рассказ рояля завершился с финальным аккордом, которым настройщик проверил звучание последней струны. И опять – несведущий человек мог решить, что такое совпадение неслучайно. Но мы-то знаем, что рояль замолчал, потому что сказал всё, что хотел. Пришла очередь Леночки поделиться с дедушкой тем, что поведал его пациент, пока он его лечил. Правда, в её пересказе возникало много пауз: девочка вспоминала имена или сложные названия, но хитрый настройщик так вовремя вставлял подсказки, что Фасольке казалось, будто она сама всё прекрасно излагает.
– Этот композитор старше тебя на целых двести лет! – торжественно начала Леночка. – Тебе семьдесят, а ему двести семьдесят!
– Что ты говоришь! – «изумился» дедушка.
– Да! Исполнилось бы, если бы он ещё жил, – на всякий случай пояснила Фасолька. – И родился он в Заль… – девочка наморщила лобик, вспоминая.
– В Зальцбурге? – «спросил» настройщик.
– Он родился в Зальцбурге, это город в Австрии, – кивнула Леночка. – Фамилия его Моцарт. А вот имён ему зачем-то дали целых четыре, – Фасолька опять наморщила лобик, пытаясь воспроизвести их в памяти. – Но он любил только одно – Вольфганг, – выкрутилась она.
– Вольфганг Моцарт – величайший композитор, – подтвердил дедушка. – Часто употребляют и ещё одно его имя – Амадей. Вольфганг Амадей Моцарт.
– Его папа тоже был музыкантом – скрипачом и композитором. И ещё у Вольфганга была старшая сестра. И вот когда папа стал учить её играть на клавесине, маленький Моцарт тоже стал учиться вместе с ней. Хотя ему даже трёх лет не было! – Фасолька укоризненно посмотрела на дедушку, словно это он был виноват, что у неё нет старшей сестры, вместе с которой малышка могла бы постигать азы музыкального искусства и в свои пять лет быть не хуже Моцарта. – В четыре годика он уже хорошо играл, а в пять уже сочинил свои первые пьески! И рояль пообещал, что вы мне их сыграете, – добавила она и требовательно нахмурила бровки: Фасольке стало обидно, что в её музыкальном образовании упущено столько времени! Оказывается, можно было и не дожидаться, пока она дорастёт до музыкальной школы!
Дедушка был с ней полностью согласен, но что он мог поделать, если родители девочки решили, что у ребёнка «должно быть детство»! Он усадил внучку к себе на колени, и вместе с роялем они исполнили для Фасольки произведения маленького Моцарта.
Ни настройщик, ни рояль не могли и предположить, что в тот день в голове Леночки свершился настоящий переворот, а в сердце зажёгся огонёк, в который дедушка «подлил масла»: рассказал, что Моцарт был не только гениальным композитором, написавшим более шестисот произведений, но и величайшим музыкантом-виртуозом и что до того, как её дедушка выбрал профессию настройщика, он мечтал блистать на сцене в качестве пианиста, солиста большого симфонического оркестра, чтобы исполнять в том числе и концерты Вольфганга Амадея Моцарта…
Дома Фасолька уселась за пианино, переложив кошку Доремишку, обожавшую спать на стуле перед инструментом, на диван, и попробовала сочинять музыку. Сравнив свои попытки с тем, что ей уже доводилось слышать на концертах в филармонии, куда её иногда брали родители, девочка решила, что всё самое красивое уже написано другими. И написано так много, что всё это надо кому-то исполнять! И если не получилось у дедушки, то непременно получится у неё! Хотя бы потому, что её пальчики тоньше и проворнее, чем дедушкины!
В тот же вечер Фасолька потребовала, чтобы её отдали в подготовительный класс музыкальной школы. И непременно туда, где «служит» дедушкин, а теперь и её, друг – рояль, чтобы играть только на нём.
Продолжение: http://proza.ru/2025/12/05/387